«Ребенок, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовности прийти к нему на помощь. Вообще опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера» — Анатолий Шапиро.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. Познавательно-исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность.

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически и является одним из главных и естественных проявлений детской психики с первых лет жизни. Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–5 лет любознательны, они с удовольствием получают новые сведения о предметах и явлениях окружающего мира в игровой деятельности. Тяга к наблюдениям, непосредственному контакту с изучаемыми предметами, постановке опытов и экспериментов с годами становится только сильнее у детей дошкольного возраста. У старших дошкольников формируется интерес к собственно исследованию, развивается мотивация к проведению опытных действий. Поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях, и как игровая деятельность способствует развитию ценности личности.

Цель организации научно-исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления.

Задачи познавательного развития в ДОУ:

  • развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;
  • развитие интереса и формирование мотивации к научной деятельности;
  • формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.);
  • развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей;
  • создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;
  • стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;
  • формирование и совершенствование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.

Для просмотра галереи кликайте или перетаскивайте фотографии




Метод детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Проблема заключается в том, что, мы торопимся научить ребёнка тому, что считаем главным, часто не уделяя должного внимания его собственным исследовательским порывам, пытаясь направить его познавательную деятельность в русло, которое сами считаем наиболее важным. Неправильно вкладывать в детей информацию в чистом виде. Правильно позволять им открывать мир самостоятельно. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники выявляют качества и свойства предметов, с развитием аналитических умений — устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания.

При правильной организации работы, когда взрослый — не учитель и наставник, а равноправный партнер, у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Это не значит, что воспитатель видит в подопечных будущих профессиональных исследователей, экспериментаторов и учёных, он даёт ребятам ощутить большую радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших «открытий». В процессе исследовательской работы удовлетворяется естественная потребность детей в экспериментировании, проявлении любознательности. Вместе с тем во время этих занятий закладывается важная информационная база о свойствах предметов и веществ и развиваются необходимые для успехов в будущем мыслительные способности.

В настоящее время происходит переход школ к новым программам обучения. Это требует от дошкольных учреждений совершенствования учебно-воспитательного процесса. Важной проблемой является не только обучать детей, сообщать им определенную систему знаний, но и научить детей учиться, мыслить самостоятельно, познавать, исследовать мир. Главная особенность современного мира — его высокая динамичность. Наша повседневная жизнь требует от каждого из нас — и от взрослого, и от ребенка — проявления поисковой активности, на базе которой строится исследовательское поведение. В настоящее время развитое исследовательское поведение следует рассматривать как стиль жизни современного человека. Актуальностью нашей работы является развитие личности ребенка через развитие навыков исследовательского поведения.

Современное общество, быстрые темпы его развития предъявляют все более высокие требования к уровню знаний, умений и навыков выпускников ДОУ. Одной из причин кризиса дошкольного образования считаются устаревшие формы, технологии воспитания, обучения и развития. Стало очевидным, что выполнение федеральных государственных стандартов к качеству образования невозможно без освоения современных образовательных технологий.

Идея создания инновационного проекта — организация научно-исследовательской деятельности в детском саду — возникла в связи с приоритетными направлениями развития образования в России. Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности — это опыты. Опыт — это наблюдение за объектами и явлениями природы, которое у нас производится в специально организованных условиях небольшой научной лаборатории. Благодаря опытам у детей развиваются познавательный интерес, способность сопоставлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей. Очень важно, что в процессе проведения опытов задействован каждый ребенок. Особенно детей привлекают занятия в мини-лабораториях, где можно использовать специальные инструменты и, иногда, непривычные материалы для исследования.

Опыт нашей работы показывает, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Таким образом, детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников и формирования интереса к научной деятельности.

Для обеспечения разностороннего исследовательско — научного развития воспитанников МДОУ «ЦРР д/с № 2 «Росинка» был заключен договор на предмет сетевого взаимодействия по реализации образовательной программы дошкольного образования с Центром дополнительного образования детей «Импульс». Разработан, согласован и утвержден перспективный план работы в рамках сетевого взаимодействия. Осуществляется интеграция программы дополнительного образования научно-исследовательской направленности в содержание образовательной деятельности детского сада. Ведется предварительная работа по созданию оптимальных условий для формирования устойчивого исследовательского интереса дошкольников в области познания окружающего мира и формируется мотивация дошкольников к научной деятельности.

В заключении хотелось бы сказать, что правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. При этом ребенок выступает как исследователь. Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает дошкольникам в дальнейшем успешно развивать свои творческие способности и учиться в школе.

Лысенко Оксана Вячеславовна,
воспитатель МДОУ "ЦРР д/с № 2 "Росинка

Теги:

Добавить комментарий

 

 
Черноголовка в соцсетях
             

 

 
© 2013-2019
редакция ChgTown.Ru
+7 926 33 88 555