Травмы советского коллективизма влияют на само понимание, переживание общинности. Социум постепенно удаляется все дальше от общинного устройства — нет ни крестьянских общин, ни ремесленных цехов, ни совместного проживания, человек становится все более самостоятельной, отдельной единицей. Как это влияет на организацию церковной жизни? Что такое приход и приходская община в современном мегаполисе?
«Правмир» приглашает своих авторов и читателей к продолжению разговора, начатого Анной Гальпериной, протоиереем Алексием Уминским и протоиереем Георгием Бреевым. Сегодня мы задаем свои вопросы протоиерею Вячеславу Перевезенцеву — ученику отца Александра Меня, настоятелю храма святителя Николая Чудотворца в деревне Макарово (возле Чернологоловки Московской области). Что такое община храма, где на свечном ящике можно даже заполнить «анкету прихожанина» (в основном о потребностях в социальной помощи и собственных возможностях участвовать в помощи ближним)?
— Есть присловье, что погибаем мы в одиночку, а спасаемся общиной.
— Конечно же, и спасаемся мы в одиночку, для меня это совершенно очевидно. Может быть, из теории отца Александра Шмемана или отца Николая Афанасьева можно сделать вывод, что спасается именно община. Для меня это большой вопрос. «Бог спасает не всех, а каждого»: нельзя спастись семьей, родом, нацией, страной. Россия — четвертый удел Пресвятой Богородицы. Отлично! Но спасается человек один: именно он принимает решение, быть ли ему со Христом. Те, кто рядом с ним, могут помешать ему или помочь.